«Спорт — это художественное полотно»

Интервью с гандболистом, который родился в Витебске, а забивает в Бресте

 

Никита Вайлупов — один из ведущих белорусских гандболистов прямо сейчас.

Никита Вайлупов — лидер сборной Беларуси, которая выступит на чемпионате мира - 2021.

Никита Вайлупов ещё очень молодой спортсмен.

Никита Вайлупов играет в лучшем клубе страны — БГК им. Мешкова из Бреста, который постоянно выступает в Лиге чемпионов.

Никита Вайлупов всегда нацелен на ворота, и показывает феноменальные бомбардирские показатели.

А ещё Никита Вайлупов родился в Витебске и рисует классные картины. Поэтому он очень интересен vitebsk4.me.

«Спорт мне помог обрести понимание в творчестве, что я делаю не так, и в каком направлении двигаться»

- Поскольку мы находимся в довольно необычном месте Бреста (беседа состоялась в Музее спасённых художественных ценностей — прим. v4.me), то расскажи своё первое воспоминание, которое связано с походом в музей.

- Я бы выделил не музей, а выставку детских рисунков. Это было в 3-ем или 4-ом классе СШ № 5 Витебска. На этом конкурсе я выставил свой детский рисунок с изображением деревьев, птиц... То есть такое воспоминание из детства — «детские малюнки» : ) Я не помню, какое место занял, но точно не призовое. Зато получил опыт!

Идея была в том, чтобы просто попробовать. У меня на тот момент был преподаватель по изо Тамара Ивановна, которая, я думаю, до сих пор, преподаёт. И то, чему она меня научила, я постарался передать на бумаге. Оценку не я себе давал, а жюри из учителей.

- Ты часто ходишь в музеи? Ведь, на мой взгляд, стандартный досуг спортсменов — кино, рестораны…

- Я Бресте с августа, но в музеях не бывал. Сейчас впервые. Но я продолжу изучать культуру Бреста, культуру горожан. Изучать то, как образовался этот город. Мне интересно узнавать историю клуба и города, в котором играю.

- Ты в Витебске недолго проучился в художественной школе.  Почему это был небольшой опыт? И успел ли ты обучиться азам?

- Азы начинаются с того, как держать ручку, карандаш и листик. Очень много времени уделяется именно этому. Это было слишком нудно, а я очень нетерпеливый — это моя слабая сторона. Я подумал, что занимаюсь не тем, и иду не тем путём. Ведь как у любого ребёнка, у меня было много энергии.

- А тут усидчивость!

- Да, именно! Полная концентрация на деятельности в виде ручки и карандаша… Такое себе. И я подумал, что мне лучше поиграть в футбол, попросить у родителей, чтобы купили мяч. И заниматься любимым делом — баскетбол, футбол...

- Но сейчас ты пишешь картины. То есть у тебя был период, когда ты вернулся в творчество? Либо постоянно в этом направлении развивался?

- Желание рисовать приходило само по себе. Первым делом — я пошёл в художественный магазин, купил там холст 50 на 50 сантиметров, гуашь или акварель, пару кисточек, и всё. Это и был мой первый опыт. Не было так называемого ухода из искусства, и не было прихода к нему. Творчество появлялось мимолётом. Я просто слегка подходил, отходил. Появлялись возможности, знакомство с творческими людьми. Посещал выставки, перформансы моих коллег по художественному ремеслу. И меня это всё больше и больше цепляло.

- Мы с тобой находимся в зале, где картины представлены в формате традиционного искусства. А твой родной Витебск — это авангард и супрематизм. Тебе какие взгляды на подобный вид творчества ближе?

- Как говорил ранее — я не умею рисовать вообще. Но восхищаюсь людьми, которые могут нарисовать максимально реалистично эмоции и людей. Но это не моё — абсолютно. Может быть, внутри где-то в глубине есть подобное желание, но оно слишком маленькое, чтобы заниматься этим вплотную.

- Художникам часто задают глупый вопрос — что выражают твои работы?

- На самом деле — вопрос интересный. Скорее, это внутреннее состояние на момент их написания. Экспрессия написания, которая граничит и идёт параллельно с моим эмоциональным фоном. И я стараюсь выплеснуть с помощью красок на белый или чёрный холст всё то, что я чувствую прямо сейчас внутри себя. Скажем, это моё положительное эмоциональное творчество.

- Поскольку ты из Витебска, то задам тебе традиционный вопрос: кто круче — Марк Шагал или Казимир Малевич?

- Кто круче — не скажу, поскольку они разные. Автобиографию Малевича я читал. А про Шагала не читал. Очень советую всем узнать больше про супрематизм Казимира Малевича, про придуманное им «высшее искусство», как он его называл. Про легендарный «Чёрный квадрат», само собой. Не все знают его подлинную историю. Ведь в творчестве художника есть и «Чёрный круг», к примеру. Это многогранная серия. Кроме того, серия, связанная с его жизнью, с детством, с войной. Он чёрным карандашом всё записывал. Скажу по новому — создавал свой скетчбук : )

А вот про Шагала не могу сказать что-то конкретное. Это как сравнивать биатлониста и гимнаста — они оба спортсмены, но совершенно разные по своей сути.

- Есть известные слова о том, что для открытия чего-то нового в искусстве, необходимо сначала обрести определённые каноны. Это важно? И можно ли это как-то сравнить со спортом?

- Конечно. По своему опыту могу сказать, что я начинал с покупки карандашей, то есть с каждым разом набивал шишки. В спорте тоже самое. Как в художественной школе учат держать ручку и карандаш — в детстве учат ведению мяча, чувству своего тела. В дальнейшем в искусстве — учат сочетать цвета и чувствовать палитру. В гандболе тоже самое — делать технически правильно бросок, шаги, набегания. В дальнейшем чем старше и опытнее ты становишься в своей сфере, то начинаешь набрасывать натюрморт — стакан, тени и т. д. Так же в гандболе: ты приобретаешь опыт, взаимодействие с партнёром, обыгрыш один в один, бросок, обман вратаря, переброс, подкрутка... Это идёт параллельно. И могу сказать, что спорт мне помог обрести понимание в творчестве — что я делаю не так, и в каком направлении нужно двигаться.

- То есть спорт — это творчество?

- Конечно, это как полотно.

- Я думаю, что многие твои коллеги по спорту не поймут о чём ты говоришь.

- Нет, сейчас уже многие адекватно понимают, чем я занимаюсь. Поначалу — да: многие долго не понимали. Хотя ведь кто-то собирает монеты, ходит на охоту, ездит на лодке. А я вот получаю удовольствие от процесса взаимодействия человека с многогранной палитрой цветов, и с тем, что всё связано с искусством.

- Отдых в таком случае ты предпочитаешь в культурном формате или релакса?

- Я еду на отдых, чтобы восстановить и подзарядить своё тело, отдохнуть головой, чтобы подготовиться к следующему сезону.

- Как ты находишь время заниматься чем-то кроме спорта. Ты интересуешься искусством, пишешь картины, и собираешься создавать свой бренд одежды.

- Что касается бренда одежды, то я просто не хочу зависеть ни от какого-то другого. Я хочу быть амбассадором своей продукции, и если я хочу носить байку, худи, штаны и лонгсливы, то хочу, чтобы они были моего производства, с моим логотипом. Сейчас в процессе производство мужских и женских маек с авторским принтом. В данный момент я регистрирую свой логотип как интеллектуальную собственность, нарабатываю поставки тканей, детали, жаккардовые лэйблы, инстаграм, smm... Мне интересно, есть идеи, огонь внутри, и я хочу попробовать что-то новое для себя, открыть новые знакомства, и посмотреть, что из этого выйдет.

- Это прежде всего творческий проект?

- Да. Никаких канонов, базовых деталей. Это 100 процентов творчества. Здесь очень многое влияет — что ты хочешь показать миру, с помощью чего и как. С моей идеей я двигаюсь, общаюсь с людьми, знакомлюсь с творческими людьми, с теми, кто технически может всё это воплотить в жизнь. Это увлекательно и интересно.

«...»

- В месяцы пандемии коронавируса насколько ты внимательно следишь за своим здоровьем?

- Я ответственный гражданин. Законопослушный, как и большинство из нас. Мою руки, стараюсь не контактировать с кем-то, не находиться в закрытых пространствах. Обрабатываю руки антисептиком.

- Ты провёл дебютный сезон в ведущем клубе Беларуси — Брестском гандбольном клубе им. Мешкова. Как его оценишь?

- Со стороны результат — неудовлетворительный. Поскольку мы не выполнили все задачи, которые перед нами ставились. Но есть положительные события — мы прошли в финал 4-ёх СЕХА-лиги (статусный турнир с участием европейских команд — прим. v4me), досрочно стали чемпионами Беларуси, скорее всего выиграем Кубок Беларуси. В плане индивидуальных показателей я очень рад и горд своей проделанной работой. Но  только благодаря тренерскому штабу и партнёрам в Бресте я показывал результат, которого от меня ждали, а некоторые даже не ждали. Результаты заряжают положительными эмоциями, особенно бомбардирские успехи. Правда, многие замечают в списке бомбардиров меня, но забывают, что вратарь должен отбить мяч, а кто-то мне дать хорошую передачу. Поэтому я хочу поблагодарить всех партнёров, которые поспособствовали результату.

- Твои бомбардирские показатели — феноменальные. Тут всё-таки, мне кажется, есть секрет именно в твоей игре.

- Секрет в том, что занимаюсь любимым делом, получаю колоссальное удовольствие от соперничества, выигрышей, состязания, празднования голов, демонстрации шоу, игры на публику. Я живу этим, уделяю 100-120 процентов времени ремеслу своей жизни, и всегда думаю о гандболе. 

- Некоторые спортсмены после забитых мячей показывают далеко не такое шоу как ты. Как считаешь, хорошо ли после точного броска быть скупым на эмоции спортсменом?

- Кто приходит посмотреть на любой вид спорта, на спортсменов в частности, не видит много черновой работы, которую выполняют люди, которые не сильно ярко где-то выделяются. Черновая работа — подстраховка в защите, перехват. Все видят только голы, но ради этого гола необходимо много сделать работы. Поэтому лучше быть не ярким, но востребованным игроком.

- У тебя заканчивается первый год контракта, и ещё два впереди. Ты полностью намерен отработать соглашение с БГК имени Мешкова?

- Да, конечно. Но если я буду приносить пользу команде. Загадывать рано, поскольку здесь я играю только пять месяцев. Хотя уже столько положительного случилось со мной!

- Ну а относительно клубной прописки в сторону Запада не смотришь?

- По окончании контракта с БГК — возможно. Хотя из-за COVID-19 сейчас вообще ничего нельзя предугадать. На данный момент я отрабатываю и приношу пользу БГК имени Мешкова, доволен условиями, менеджментом, спортивным директоратом, уровнем партнёров.

- Но существует же стереотип, что если белорусскому спортсмену развиваться, то ему необходимо уезжать на Запад. Это справедливо?

- Многие говорят, что мы отстаём во всех видах спорта, начиная от подготовки кадров, игроков и специалистов, теоретических знаний и т.д. Не знаю. У нас есть очень талантливые ребята, и младше меня, и моего возраста, и они как алмазы и изумруды, которые можно отшлифовать до готового продукта. Я не могу сказать, что в Европе нас всех ждут. Нас никто не ждёт. Например, Сергей Рутенко (многократный победитель Лиги чемпионов и легенда белорусского гандбола — прим. v4me) уже в 18 лет уехал за рубеж играть в «Целе» (клуб из Словении — прим. V4me) и получать международный опыт. Кто-то (как я) сменил место прописки и перешёл в команду, которая выступает в Лиге чемпионов и играет в СЕХА-лиге. Я вышел на новый уровень, и у меня прямо здесь есть возможность играть на совершенно ином высоком уровне.

- Но подобное я несколько раз слышал в адрес молодого спортсмена, мол, что ты здесь сидишь, давай — езжай в Европу…

- Да. И мне говорили, что БГК не лучший вариант развития карьеры в моём возрасте. Но как видите я стал обратным примером других белорусских ребят, которые пришли до меня. Я показал, что перейдя в Брест, можно развиваться дальше.

- Когда ты переходил из минского СКА (Вайлупов провёл в составе армейцев пять сезонов — прим. v4.me) в брестский клуб, то выходил из зоны комфорта. Сложно было себя внутренне ломать? Ведь ты приходишь в топ-клуб, который играет в Лиге чемпионов.

- Конечно, у меня были космические ожидания, что это Лига чемпионов, что уровень команды экстракласса, совершенно другой уровень подготовки. Ожидания были самые лучшие, и они оправдались, а в некоторых вопросах даже превзошли ожидания. Но я себя нисколько не ломал, и душой отработал пятилетний контракт со СКА.

- Я читал, что в Минске тебе было несколько неуютно жить. В чём это проявлялось?

- Да, это верно. Поскольку я сам родом из Витебска, и у нас нет метрополитена и такой большой плотности населения, то столица очень высасывала энергию. Там много движения, люди очень нервничают. Я это заметил, когда ездил в общественном транспорте, - там встречал очень много злых людей. Они даже на верх не смотрят, какая сегодня погода. А смотрят в экраны смартфонов.

- Ты будто Москву описываешь.

- Относительно Витебска и Минска — это равносильно. В столице меня изматывало, поскольку очень много энергии тратилось на движение и логистику.

- В Бресте намного комфортнее?

- Да, Брест отчасти похож на Витебск. Из-за плотности населения, погоды, открытости людей, Брест напомнил мне мой дом родной — Витебск.

- Сейчас в сборной Беларуси на аванс-сцену выходит именно твоё поколение, которое вступает в золотой гандбольный возраст. Хорошая плеяда. Главный тренер Юрий Шевцов также озвучил, что именно вы будете вести за собой национальную команду. Первое — как сохранить преемственность? Второе — как не упустить время, и добиться со сборной вам чего-то большого и запоминающегося? 

- Что касается первого вопроса, то когда нам было от 18 до 22 лет (нам — это Гайдученко, Королёк, Хаткевич, Кулеш, Шинкель и другие), у нас был тренер Олег Евгеньевич Шарейко, с которым нам очень повезло. Многие его недооценивают, но мы с ним на детско-юношеском возрасте попали на все топ-турниры — чемпионаты мира и Европы. На ЧМ заняли шестое место.

- То есть главенствующий фактор в развитии спортсмена — это детский тренер? То есть это не общая система?

- У него было своё видение, и он человек с большим характером. Если он хочет чего-то добиться, то добьётся. Олег Евгеньевич стоял за нас, а мы стояли за него. Фактор детского тренера — это важнейшая часть для становления спортсмена как готового продукта и профессионала.

Второй вопрос — как добиться успеха со сборной. Нам уже не 18 лет, и мы действительно находимся в золотом возрасте, чтобы показывать результаты высших достижений. Сложно сказать… У нас всё для этого есть.

- Но мы вправе надеяться, что именно ваше поколение завоюет медали чемпионата мира или Европы?

- Я думаю, что вам надо не надеяться, а дать нам немного времени. Нам — это игрокам и тренерскому штабу. И вы всё увидите — просто чуть-чуть нужно времени.

Текст: Андрей Козлов

Фото:  Office Life, sb.bypressball.byby.tribuna.com  

 
Андрей Козлов · 24.05.2020